История МДХ
Дом художника - это не стены и не стеклянная крыша. Это и не учреждение. Это арт-пространство, куда можно сходить в Москве сегодня.

Московский Дом Художника - это вековые художественные традиции столичной жизни.

Здесь существует свой микроклимат московской жизни. Некая обжитая, физически, пространственно и духовно благоприятствующая среда, напоминающая о глубинном единстве искусства, о возможностях творческого диалога - и зрительного и словесного - самых разных направлений, групп и тенденций.

Пространство на Кузнецком Мосту, 11 - место, куда можно сходить в Москве, чтобы отдохнуть душой и наполниться приятными эмоциями.

XVII-XIX века
История этого легендарного дома берет свое начало еще в XVIII веке. В первой половине этого столетия это владение земли состояло из нескольких участков, которые принадлежали разным купцам, офицерам и даже Московскому Губернатору, камергеру, князю Борису Юсупову. Уже тогда купцы здесь предлагали множество модных и интересных товаров. Многие столичные модницы при мысли, куда можно сходить в Москве, вспоминали именно это место.

К концу 1730-х годов многочисленные участки были объединены в одно владение, хозяином которого стал кабинет-министр Артемий Волынский. Но фактически землей управлял его зять, граф Иван Воронцов, который впоследствии стал и владельцем земли. Именно благодаря Воронцову на Кузнецком Мосту были первые красочные торговые лавки. Впоследствии именно этот фундамент и стены стали основной современного Московского Дома Художников. Огромное владение графа, которое занимало почти два квартала и выходило на улицы Рождественка и Неглинную стало одним из самых модных мест в Москве. Воронцов оставался хозяином этой усадьбы до 1789 года.

В 1793 году часть земли была продана вдове Петра Бекетова, где ее сын Платон Бекетов организовал книжную лавку. Платон Бекетов был известным книгопечатником, коллекционером и историком. Он владел несколькими типографиями. Дом на Кузнецком Мосту в это время стал местом встречи и клубом московской интеллигенции и любителей чтения. Здесь проводили вечера многие коллекционеры и историки. Многие любители книг и искусства при вопросе, куда можно сходить в Москве, неизменно указывали на Кузнецкий Мост. После Бекетова участком владели разные купцы 1-й гильдии и разные книгопечатники, а само владение было разделено. Но по-прежнему это место оставалось культовым.

В 1880 году дом на Кузнецком Мосту выкупил известный промышленник и почетный член Совета торговли и мануфактур Франц Карлович Сан-Галли. Желая сделать здание наиболее удобным для магазинов и культурных мероприятий, куда можно сходить в Москве, Франц заказал специальный проект у архитектора Алексея Мартынова.

Архитектор соединил два отдельных одноэтажных строения огромным чугунным сводом, покрытых стеклом. Это привнесло в здания естественное, дневное освещение. Также здесь был оборудован выставочный зал для коллекционеров, издателей и ювелиров. Дом был назван по имени владельца: пассаж Сан-Галли и стал настоящим центром искусства и моды, куда можно сходить в Москве. Здесь разместились:

  • лавка элитного фарфора и хрусталя промышленника Иоганна Гарраха
  • оружейная лавка знаменитой мануфактуры «Э. Бернгард и К°»
  • ювелирный салон «Пале-рояль»
  • художественные салон произведений И. Дациаро
  • магазин музыкальных инструментов К. Шрёдера.


Начало XX века
За несколько месяцев до революции 1917 года это здание приобрел известный кондитер и пекарь Николай Филиппов, продолжатель прославленной династии. Приобрел он это здание неслучайно – его манила слава дома на Кузнецком мосту, 11, как одного из модных мест, куда можно сходить в Москве. Он обустроил здесь кафе «Питтореск», которое очень скоро стало знаменитым. Стены кафе были оформлены известными художниками того времени:
  • Львом Бруни
  • Александром Осьмеркиным
  • Надеждой Удальцовой.
Изменился и знаменитый стеклянный потолок дома, который был расписан живописцем Владимиром Татлиным, что создавало удивительные витражи и романтичную атмосферу. Дизайн помещения был дополнен авангардными светильниками из жести в конструктивистском стиле, которые лично разрабатывал Александр Родченко. О новом, модном месте, куда можно сегодня сходить в Москве, быстро распространилась слава среди творческого бомонда.
В 1918 году это здание стало центром культурной жизни Москвы. Культурную программу подбирала художественная коллегия кафе, куда входили:
  • Художник Георгий Якулов
  • Всеволод Мейерхольд
  • Александр Кроль
  • Театральный режиссер Мориц Шлуглейт
Здесь Всеволод Мейерхольд поставил спектакль "Незнакомка" по одноименной поэме Александра Блока. А 1 мая 1918 года Владимир Маяковский провел свой прощальный вечер с Москвой.
Made on
Tilda